БЕДЫ ЛОМЯТСЯ В НАШИ ДВЕРИ,

подорванные общественным раздраем

Их осадные орудия — алчность, зависть, ложь, цинизм, коллаборационизм, политический идиотизм власти! Этот нарастающий штурм, прежде всего нашего сознания, не прекратится, пока не осознаем и не устраним порождающие его причины.

Не ищущий причин становится рабом следствий.

А. Коряковцев.

В первой части (https://piston.net.ua/pistons-of-the-month/and-feuilletonist/%d0%b1%d0%b5%d0%b4%d1%8b-%d0%bb%d0%be%d0%bc%d1%8f%d1%82%d1%81%d1%8f-%d0%b2-%d0%bd%d0%b0%d1%88%d0%b8-%d0%b4%d0%b2%d0%b5%d1%80%d0%b8%d0%bf%d0%be%d0%b4%d0%be%d1%80%d0%b2%d0%b0%d0%bd%d0%bd%d1%8b%d0%b5/) мы рассмотрели их следствия, без осмысления которых к первопричинам не добраться. Последние, как уже отмечалось, можно условно разделить на наследственные, благоприобретённые и привнесенные извне. Остановимся на главных из них.

НАЧНУ С РЕЛИГИОЗНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ, КОТОРАЯ ПО ПРАВУ ОТНОСИТСЯ К НАСЛЕДСТВЕННЫМ ПРИЧИНАМ.

Вспомним общеизвестное.

Тысячу лет назад умер киевский князь Владимир, вошедший в историю как Владимир Креститель и Владимир Святой.

Рюрик создал государство восточных славян, Владимир дал ему религию, культуру и поставил в один ряд с державами того времени.

«КАСТИНГ БОГОВ»

«Повесть временных лет» рассказывает, что Владимир, выбирая религию для себя и народа, призвал представителей иудаизма, ислама, Ватикана и Константинопольского патриархата, дабы уяснить, во что, собственно, они верят и чья вера истинная.

Иудеев Владимир якобы отослал прочь, заявив, что Всевышний разгневался на них, рассеяв по миру и лишил отечества, следовательно, учиться у них нечему. Мусульманам сказал: «Руси есть веселие пити, не можем без того быти», западным христианам — что «наши деды того не принимали», и выбрал греческое православие на том основании, что в тамошних церквях красиво поют.

Историки единодушно считают все это легендой. Но легенды, как известно, не возникают на пустом месте, а берут начало в верованиях и традициях народных, отражают их ментальные предпочтения. Возможно, поэтому практически все реформы на Руси, обращение в христианство осуществлялось сверху, насильственно и большой кровью.

По оценкам историков, на Руси примерно 200 лет сохранялось двоеверие. Окончательному торжеству православия способствовало монгольское нашествие. В годину бедствий церковь осталась единственным объединяющим общество институтом и духовной опорой.

ВОЗМОЖНО, ЭТОТ ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ВЫБОР СТАЛ ТОГДА ГЛАВНОЙ ОШИБКОЙ КИЕВСКОЙ ВЛАСТИ

Как известно, католические и пережившие реформацию страны развивались гораздо быстрее исповедующих православие.

Очень наглядно характеризует особенности этого выбора легенды, сказки, то есть, сформированные в менталитете народа мифы. Знаменитый философ Лосев, в свое время доказал, что миф — более движущая сила в социальной истории, чем реальная правда.

Именно здесь наглядно проявляется ущербность формировавшегося под воздействием православия менталитета. Недаром ещё Джон Локк отметил, что «дурные примеры, несомненно, действуют сильнее хороших правил». И хотя это общечеловеческая тенденция, но у нас под воздействием некоторых православных постулатов проявляется наиболее показательно в менталитете нации.

Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить героев популярных сказок западных народов с нашенскими. Если у них дорогу к счастью прокладывает умница, умелец, труженик, то наш герой, как правило, Иван-дурак, для которого путь к счастью и удовлетворению своих желаний через чудеса халявные лежит.

ПОЧЕМУ УКРАИНЦЫ В МАССЕ СВОЕЙ АПОКАЛИПТИЧНЫ

Вспомним, «по щучьему велению, по моему хотению», «скатерть самобранку», прочую невесть откуда взявшуюся волшебную лабуду в сказках нашего детства. Не менее показательна в этом плане и пушкинская выжившая из ума старуха, возжелавшая стать владычицей морскою, с помощью Золотой рыбки, выловленной в синем море мужем-подкаблучником.

В конечном счёте, из-за своей жадности и ненасытности она остаётся у разбитого корыта. Только пушкинская мораль мало кого научила уму-разуму из тех, кто привык ждать у моря погоды или счастья на печи.

Здесь, скорее, сработал весьма логичный для поклонников ожидания чудес фактор апокалиптичности — как следствие разочарования их нереальностью.

Напомню, что в своё время знаменитый наш гениальный соотечественник Сергей Булгаков, преподавая философию в Киевском политехе, жаловался своим студентам на то, что украинцы в массе своей апокалиптичны. То есть постоянно верят в какие-то предстоящие чудеса, правда, негативного характера — в глобальные беды и потрясения, как следствие постоянных набегов на Украину многочисленных агрессоров. И, соответственно, ждут мессию, который их спасет.

Уже в те давние времена у нас образовалось две Украины, о которых упоминалось ранее: одна храбро боролась с врагом, другая, как премудрый пескарь, пряталась в своих норах. О них свидетельствуют две сформировавшиеся  тогда поговорки. Их история весьма интересна и показательна.

Оказывается, ныне популярная в определённой среде поговорка «МОЯ ХАТА С КРАЮ — НИЧЕГО НЕ ЗНАЮ» более поздняя и привнесена извне. На самом деле изначально пословица была другая, и в неё был вложен другой — прямо противоположный смысл. Дело в том, что, как уже отмечалось, на Украину часто набегали кочевники: монголы, татары, поляки. И жители Украины  отбивались все вместе, стояли друг за друга.

Соответствующей была и пословица: «МОЯ ХАТА С КРАЮ — Я ПЕРВЫЙ СТРЕЛЯЮ! Версия её формирования следующая: наши враги знают, что слова материальны и то, что мы думаем, — то и получаем. Если мы думаем, что моя хата с краю — я ничего не знаю и никуда не вмешиваюсь, то и мне никто и никогда не поможет. Вторая пословица была извращена специально, чтобы народ разъединить.

О том, что агрессоры здесь мало чего достигли, говорит следующее мнение об украинцах Петра I:

В свою очередь, сидеть на печи и ждать чуда, чтобы на халяву получить желаемое, не прикладывая при этом ни грана своего умения и труда — крайне неблагодарное занятие для народа, превращающее его в безмозглую толпу, руководствующуюся животными инстинктами, а отнюдь не человеческими законами.

Вероятно, поэтому глупцы свысока смотрят на умных. Как древняя знать на своих клоунов при дворе, имевших право говорить им правду. Чему, кстати, способствует христианская вера, которая, по мнению одного из крупнейших ученых эпохи Возрождения, прозванного «князем гуманистов» Эразма Роттердамского, вероятнее всего, сродни некоторому виду глупости и с мудростью совершенно несовместима. Отсюда не случайно дураки столь распространены, влиятельны и угодны Богу, считал классик мировой литературы.

Что во многом объясняет следующую закономерность, хорошо известную современным психологам:

«Первая страсть человека толпы — сотворение себе кумира. Вторая его страсть — низвержение его при удобном и безопасном случае. И третья — мечты о новом кумире».

Эта схема более чем успешно прижилась в Украине в отличие от наших православных «родственничков», у которых рабский менталитет, помноженный на имперскую идеологию оказался более всеохватывающим и глубоким. В результате, она столь же регулярно, как восход и заход солнца, демонстрирует в числе прочих ментальных проблем идеологию наших избирателей: «Либо в рыло, либо ручку пожалуйте!» (Салтыков-Щедрин). То есть, быстро меняющиеся под воздействием нереализуемых обещаний предпочтения нашего избирателя и закономерные разочарования в ещё вчера восхваляемом лидере. Тем самым в очередной раз подтверждая, что от любви до ненависти у нас один шаг в митингующей толпе.

Аналогичную ситуацию с обвалившимся рейтингом «величайшего лидера современности» мы наблюдаем и сегодня. Как и быстрый рост популярности нового кандидата в кумиры с весьма знаменательной фамилией Разумков, низвергнутого Зеленским со спикерской должности за…  непослушание. А точнее, нарастающую конкуренцию «величайшему».

Кстати, расправа эта — результат предоставленной ему тобой, украинский избиратель, почти абсолютной в нынешних условиях власти!  Народ у нас хоть и не сильно уважает умных и к ним не прислушивается, но обиженных по традиции особенно любит.

Из чисто религиозных предпосылок ожидания чуда на печи вытекает ещё одна не менее важная причина нашей дурости, бед и раздрая. Её не менее наглядно и убедительно демонстрирует ответ на ставший афористической классикой вопрос Уоррена Эдварда Баффетта — американского предпринимателя, одного из крупнейших и наиболее известных в мире инвесторов, состояние которого на 2021 год оценивается в 103 млрд. долларов, что делает его четвертым самым богатым человеком в мире:

Но об этом «феномене» несколько позднее.

(Продолжение следует).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *