ЭКОНОМИКА УКРАИНЫ В 2019 ГОДУ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ

Автор не экономист и не берется судить о процессах, происходивших в экономике нашей страны в минувшем году. Да и рановато ещё давать какие-либо обобщающие оценки.

Здесь лишь тезисно приводятся уже видимые и прозвучавшие как плюсы, так и минусы, характеризующие ситуацию в экономике Украины минувшего года. Выводы, как всегда, за читателями.

(Плюсы — https://piston.net.ua/election-bass/ekonomika-1/).

МИНУСЫ:

Сергей ДИДЕНКО  (23.09.19):

«ПРОБЛЕМЫ СЕКТОРА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Напомним, по состоянию на сентябрь 2019 года бюджетом недополучено около 5% запланированных средств. Доходы общего фонда Государственного бюджета за 8 месяцев выросли на 7,7% г/г до 594,1 млрд грн — вместо 625 млрд грн, и составляли 95,1% от росписи.

Уже традиционно, поступления от приватизации остались низкими в сумме 369,1 млн грн или 2,2% от годового плана. В целом, дефицит общего фонда государственного бюджета за восемь месяцев 2019 года составил 2,9 млрд грн, говорится в сообщении ведомства.

Один из примеров скрытого недофинансирования — сокращение более чем на 40% количества получателей субсидий на жилищно-коммунальные услуги.

Эксперты комментируют также частичное недофинансирования медицины и продолжение реформы судебной системы, ограничение дотаций сельхозпроизводителям (прежде всего, фермерским хозяйствам).

Несмотря на существенное сокращение расходов, эксперты не исключают, что правительство будет вынуждено прибегать к секвестрации бюджета в октябре-ноябре, значительно ухудшая при этом переговорную позицию с МВФ.

УХУДШЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО СПРОСА

Национальный банк отмечает, что рост инвестиций стремительно замедлился. Темпы роста валового накопления основного капитала составили 7,9% г / г против 17,4% в I квартале 2019 года.

Запасы продолжают уменьшаться, но не так существенно, как в I квартале 2019 года. Это связано с высоким урожаем ранних зерновых культур (благодаря высокой урожайности и более высоким темпам сбора урожая) и увеличением темпов поставок энергетических ресурсов. Поэтому отрицательный вклад изменения запасов в ВВП существенно уменьшился.

В итоге отметим, НБУ отмечает, что данные роста реального ВВП за II квартал и имеющиеся высокочастотные показатели по третьему кварталу 2019 года свидетельствуют о значительных темпах роста внутреннего спроса, прежде всего потребительского».

ЭКОНОМИКА УКРАИНЫ В 2019 ГОДУ: САМЫЕ ВАЖНЫЕ ЦИФРЫ

Аналитики отмечают, что ревальвация гривни привела к дефициту бюджета, а недоступность кредитов для бизнеса создает угрозу в целом для перспектив дальнейшего экономического роста.

19%

Ревальвация гривни по отношению к доллару США. Главной причиной такого показателя стал приток иностранного капитала на рынок ОВГЗ (облигаций внутреннего государственного займа), спровоцированного высокими процентными ставками. С одной стороны, ревальвация привела к замедлению годовых темпов потребительской инфляции с 9,8% в декабре 2018 до 5,1% в ноябре 2019 года, с другой — значительно ухудшила финансовое положение экспортеров, углубила дефицит торгового баланса и стала одной из причин недовыполнения доходной части бюджета.

56 МЛРД ГРН

Недополученные плановые доходы госбюджета за январь-ноябрь 2019 года. Таким образом, процент выполнения доходов бюджета, по данным Госказначейства, составил 94,1% к плану на этот период, что стало худшим показателем после кризиса 2008-2009 гг. Недовыполнение доходной части бюджета было вызвано, с точки зрения экспертов GROWFORD Institute, такими факторами как деиндустриализация экономики и увеличение в структуре ВВП доли отраслей с низким налоговым коэффициентом, номинальная ревальвация гривны и уменьшение поступлений от импортного НДС и пошлины, увеличение теневого оборота подакцизных товаров, снижение эффективности работы таможенных и налоговых органов в текущем году.

92,9 МЛРД ГРН

«Вместо кредитования реального производства банки размещают средства в выгодные для них депозитные сертификаты НБУ и облигации государственного займа», — говорят в GROWFORD Institute. Эксперты обращают внимание на то, что объем выплаченных банкам процентов по депозитным сертификатам НБУ за счет эмиссии в течение последних пяти лет уже достиг более 40 млрд. грн (!), и считают это неэффективным расходованием государственных денег.

Западные эксперты назвали главные угрозы для инвесторов в 2020 году

59 МЛРД ГРН

С точки зрения экспертов, политика высоких процентных ставок НБУ, тормозит экономический рост, но является вполне приемлемой для банков, поскольку позволяет получать беспрецедентные доходы (от вложений в ОВГЗ и депозитные сертификаты, предоставление потребительских кредитов, скрытых комиссий, торговли валютой и т.д.) на фоне сокращения кредитования реального сектора экономики. По итогам января-ноября 2019 года остатки по кредитам в корпоративный сектор в национальной валюте сократились на 4,4% (в годовом измерении — на 6,4%), в иностранной валюте (в долларовом эквиваленте) — на 4,8% ( за текучий год — на 9%).

21%

Отношение кредитов в корпоративный сектор к ВВП. Уровень проникновения кредитов в экономику снижается уже пятый год подряд: в 2014 году этот показатель составлял 48%, в 2018-м — 24%. «Учитывая, что 54% кредитов корпорациям классифицированы как неработающие, отношение «живых» кредитов бизнеса в ВВП не превышает и 10% (!). Такая недоступность кредитов для бизнеса создает угрозу в целом для перспектив экономического роста», — говорят в GROWFORD Institute.

7,5%

Падение промышленного производства в ноябре 2019 года по сравнению с ноябрем 2018 года. Всего за январь-ноябрь 2019 года, если сравнивать с соответствующим периодом прошлого года, сокращение промышленного производства составило 1,2%. То есть — происходит деиндустриализация украинской экономики. Основными причинами таких процессов в институте GROWFORD видят недоступность долгосрочного кредитования для масштабных проектов в промышленности, низкое качество производственной инфраструктуры и транспортных услуг для предприятий, упадок сферы исследований и разработок, масштабная трудовая миграция, плохой инвестиционный климат и низкая привлекательность Украины для международных стратегических инвесторов на фоне фактического отсутствия промышленной политики государства, что в 2019 году было усилено ревальвацией гривни и ухудшением внешней конъюнктуры на некоторых сырьевых рынках (в частности для металлургии).

$10 МЛРД

Почти столько составил дефицит внешней торговли товарами и услугами за январь-октябрь 2019 года, ухудшившись по сравнению с соответствующим показателем 2018 года на 3,3%. «Пока этот торговый дефицит смягчается за счет увеличения денежных переводов от трудовых мигрантов, поэтому дефицит текущего счета платежного баланса за 10 месяцев 2019 года составил $3,4 млрд. Но фундаментом стабильности валютного курса и устойчивости экономического развития являются или равновесие, или профицит торгового баланса, поэтому «минус» $10 млрд в торговом балансе — это сигнал для принятия срочных государственных мер», — отмечают в GROWFORD Institute.

* — GROWFORD (Global Research on Optimal Ways for Development) Institute — независимый неправительственный Институт (Think Tank), который занимается стратегическими глобальными исследованиями в сфере экономики и финансов, оценке системных рисков и разработкой оптимальных путей экономического развития для стран, регионов и мира в целом.

Тарас КОЗАК (01.01.20):

«В ЭТОМ ГОДУ У НАС ДЕЙСТВИТЕЛЬНО БОЛЬШОЙ НЕДОБОР В БЮДЖЕТ

Но под конец года обычно платежи ускоряются, и доходы бюджета в декабре всегда больше, чем в другие месяцы», – говорит экономист, президент инвестиционной группы «Универ» Тарас Козак.

Тем не менее дефицит к концу года сохранится, считает эксперт. Причин, вызвавших недобор, он называет несколько.

«В первую очередь из-за таможни. А таможня недобирает в основном из-за низкого курса. Кроме того, в этом году были запланированы большие поступления от приватизации – 17 млрд грн. Но из них в бюджет поступило менее 1 млрд грн. Поэтому вместо недополученных 16 млрд от приватизации источниками поступлений в бюджет стали поступления от ОВГЗ. Однако этого все равно не хватило, и поэтому в конце декабря Минфин провел внеочередной аукцион. Часть полученных средств, очевидно, используют в этом году, а часть точно пойдет в бюджет следующего года, чтобы в первые дни января у Казначейства были деньги для выплаты пенсий, зарплат и т. д.», – говорит Тарас Козак.

Виктор МЕДВЕДЧУК (04.01.2020):

КРИЗИСНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ НА 2020 ГОД

«Основной экономический результат 2019 года – дальнейшее углубление системного кризиса украинской экономики, больше всего проявившегося в промышленном производстве и финансово-кредитной сфере. И катализатором кризисных процессов в экономике является неадекватность правительства.

В 2019-м промышленное производство достигло трехлетнего минимума. Промпроизводство в Украине за январь – ноябрь 2019 года составило 98,8% от уровня аналогичного периода 2018-го (и это даже не рассматривая более чем странный «прирост» промышленности на 12% в марте 2019-го, согласно данным официальной статистики).

Максимальные потери отмечены в следующих отраслях (за 11 месяцев 2019-го):

– легкая промышленность – 10,1%;

– деревообработка – 5,9%;

– машиностроение – 4,8%;

– металлургия – 2,5%.

Текущая многомесячная тенденция падения промышленности ведет к необратимой деиндустриализации экономики Украины уже в 2020 году.

Если рассматривать итоги работы сельского хозяйства, то необходимо отметить, что прирост производства зерновых мало что дал экономике страны: поступления в бюджет от данного источника выросли незначительно, а привлечение дополнительных трудовых ресурсов и рост смежных отраслей отмечены не были. Несмотря на хорошие урожаи, цены на хлеб в Украине продолжали расти – 9,4% за 11 месяцев.

Животноводство осталось в негативном тренде – сокращение поголовья скота и снижение объемов готовой продукции. Соответственно цены на мясо-молочную продукцию в 2019 году продолжили рост: молоко – на 5,6%, а мясо – на 3,7% (за 11 месяцев).

Овощеводство в 2019-м стало самой провальной отраслью украинского сельхозпроизводства. В результате в стране цены на картофель и ряд других овощей – самые высокие в Восточной Европе. Картофель начали завозить даже из Африки.

Зависимость Украины от африканского картофеля глава Союза украинского селянства И. Томич считает позорной. Он указал на то, что импортозависимость страны катастрофически нарастает.

Земельная «реформа», запланированная нынешней властью на 2020 год, неизбежно создаст новые кризисы в сельском хозяйстве Украины, а значит, приведет к новому витку сокращения производства и росту цен на продукты питания в стране.

К концу года со всей очевидностью проявился финансово-кредитный кризис в Украине. Эту проблему, в отличие от падения промпроизводства, Кабмин вынужден был заметить. Гончарук ситуацию комментирует так: «Проблемы с наполнением бюджета… старались выровнять это проседание. Дополнительное укрепление гривни в декабре не дало нам это сделать».

Однако «укрепление гривни» – предсказуемый результат погашения задолженности по внешним кредитам и в большей степени следствие построения финансовой пирамиды ОВГЗ. С середины 2019 года мы наблюдали искусственное повышение курса национальной валюты, которое обусловило в том числе и существенное снижение прибыльности экспортеров, и падение поступлений в бюджет. К концу года такая порочная кредитная политика привела к резкому падению курса гривни и прекращению бюджетных выплат по госпрограммам.

О том, что НБУ совместно с Минфином строят пирамиду ОВГЗ, знают в стране практически все. И если НБУ – независимый (от украинского народа и власти) орган, то Минфин все-таки подчиняется Кабмину (или уже нет?) и мог бы прекратить строительство финансовых пирамид, которые имеют свойство рушиться. Гривня тогда бы не продолжила «укрепляться».

Сохранение нынешней финансово-кредитной политики ведет страну к дефолту уже в 2020 году, причем на худших для Украины условиях.

Единственный путь избежать его, похоже, заключается в сотрудничестве с МВФ, договоренности с которым Гончарук выдает за серьезный успех: «Она не только даст нам ресурсы на проведение системных реформ, однако является свидетельством доверия к нашим действиям со стороны международных партнеров».

Хочу разочаровать Гончарука: МВФ ни на какие «системные реформы» кредиты не дает – исключительно на обслуживание внешнего долга. Кроме того, обещанные МВФ на 3 года 5,5 млрд долл. – это в разы меньше, чем средства, присылаемые «заробитчанами» в Украину за год: 14 млрд долл. только за 2018 год, по оценке Всемирного банка. Поэтому бороться за доверие МВФ не стоит – в фонде цену Гончаруку и Ко знают. Бороться стоит за доверие украинцев. Но замалчиванием существующих проблем и гончаруковскими рассуждениями о «большом старте» этого не добиться.

Близость полного экономического краха страны, непрофессионализм правительства, деятельность Минфина и НБУ, направленная на дальнейшее построение сомнительных финансовых пирамид, – все это свидетельствует о необходимости срочно сменить руководство всех экономических и финансовых министерств и ведомств и неотложно сформировать правительство национального спасения. В противном случае уже в 2020 году может оказаться, что спасать уже нечего, да и некому…»

ЛЯШКО НАЗВАЛ «КАТАСТРОФИЧЕСКИМИ» ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИТОГИ 2019 ГОДА (26.12.19)

Экономические итоги уходящего 2019 года являются катастрофическими, ведь падение промышленного производства составило 7,5%. Об этом лидер Радикальной партии Украины Олег Ляшко пишет на своей странице в Facebook.

«Системный кризис охватил все виды промышленности, но больше всего – добывающую, машиностроение, энергетику. В то время, как министры и депутаты плачутся на маленькие зарплаты, в Украине пик безработицы за все годы независимости и полный провал выполнения бюджета», – заявил политик.

Напомним, в последние дни одной из самых обсуждаемых тем стало недовыполнение государственного бюджета.

(Продолжение следует).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *