ГУМАНИТАРНАЯ РЕФОРМА ПО-ДНЕПРОВСКИ

Днепр – безусловный лидер по самым безумным реформаторским экспериментам. Последний образчик — затеянная городской мэрией реформа 22 школ эстетического воспитания

Вадим КЛИМЕНТЬЕВ

(Окончание. Начало — https://piston.net.ua/dnieper-interpretive/%d0%b3%d1%83%d0%bc%d0%b0%d0%bd%d0%b8%d1%82%d0%b0%d1%80%d0%bd%d0%b0%d1%8f-%d1%80%d0%b5%d1%84%d0%be%d1%80%d0%bc%d0%b0-%d0%bf%d0%be-%d0%b4%d0%bd%d0%b5%d0%bf%d1%80%d0%be%d0%b2%d1%81%d0%ba%d0%b8/).

Часть II. «КУЛЬТУРНАЯ СТОЛИЦА» ПЕРЕСТРАИВАЕТСЯ: «ДЕНЕГ НЕ ДАДИМ, А БУДЕТЕ ГАВКАТЬ — ЗАКРОЕМ!»

Сегодня (2018 год,-Авт.) в нашем городе в соответствии с законодательными актами действуют 22 школы эстетического воспитания, финансирующиеся как бюджетные учреждения. Их штатные расписания, устанавливающие категорийность и количество персонала в соответствии с количеством учеников, утверждены Министерством просвещения.

На них из городского бюджета выделено порядка 120 миллионов гривен. Средняя зарплата их работников 5600 гривен, что значительно ниже средней зарплаты в целом по городу (более 7 тыс. грн).

Надо отметить, что при утверждении городского бюджета-2018 со значительным недофинансированием не были учтены важные цифры повышения зарплат педагогов. В результате, денег было выделено на школы эстетического воспитания даже меньше, чем в 2017 году.

В результате, система имеет три больших проблемы. Первая — недофинансирование. Сегодня уже идёт речь об отправлении работников в отпуск за свой счет на две недели. Вторая — сокращение технического персонала. Во всех школах будут сокращены слесари, электрики, сантехники, дворники, библиотекари, гардеробщики. Всего 22 названия должностей. При этом полностью отсутствует решение, как школам функционировать без этих работников.

Третий вопрос, связанный с родительской оплатой, приобрёл особо скандальный резонанс.

Когда в начале года формировался бюджет школ, городская власть планировала увеличить родительскую плату со 150-180 в месяц (2017 г.) до 370 грн — 10-12% от минимальной зарплаты по сложившейся ранее шкале. Эту цифру и заложили в бюджет-2018. То есть, родительская плата должна была сразу вырасти вдвое, что вызвало весьма неоднозначную оценку в обществе.

При этом, надо отметить, что при утверждении бюджета школ используется иезуитская форма переложения ответственности за повышение платы с городского департамента на директоров школ. Неофициально сумма оплаты доводится до школ департаментом гуманитарной политики горсовета, директора включают её в бюджет и последний в соответствии с нормативной базой согласуется с органом управления — тем же департаментом мэрии.

В связи с разразившимся скандалом по поводу удвоения платы, горсовет затянул утверждение бюджетов, рассчитанных по норме оплаты в 370 грн до апреля и 3 месяца школы работали без родительской оплаты. Приказы директоров на 2017 год уже не действовали, а новые не были утверждены.

Более того, учитывая негативный резонанс в обществе на повышение платы, в департаменте мэрии существенно её снизили и согласовали в размере 210-300 грн, что к уже имеющимся создало дополнительную нагрузку на бюджеты школ, ведь разницу мэрия так и недофинансировала. В результате, если брать за год, набегают неподъемные суммы в 200-300 тысяч гривен, которые в том числе идут на зарплату.

Тогда «мудрые» головы в департаменте гуманитарной политики Днепровского городского совета и решили под видом реформы не мытьём, так катанием решить эту ими же сотворённую проблему. Так в апреле  появился противоречащий действующим ныне законодательным актам проект решения горисполкома, который должен регулировать плату за учёбу в школах эстетического воспитания. Речь о «Положении об оплате за обучение в школах эстетического воспитания коммунальной собственности г. Днепр».

Вот как его представляет начальник управления культуры горсовета Днепра Евгений Хорошилов:

«Наша концепция направлена на развитие образования и называется «20-20-60». Детей можно поделить на три категории. Первая это дети-льготники, которые учатся бесплатно, или платят 50% платы – их около 20%. Еще 20% детей это талантливые дети – отличники учебы, призеры и победители конкурсов, участники ансамблей, они учатся за 210 грн, и имеют возможность получить стипендию и учиться бесплатно. И 60% детей это дети, которых родители отправили в школы с целью организации их досуга, и которые посещают школу только с целью получения базовых навыков игры на инструментах. Сейчас таких в реальности 64%.

Родительская плата в концепции устанавливается в зависимости от выбранных условий обучения.

Сейчас нет единой рассчитанной стоимости обучения по новой системе. Будем учитывать нормативы Министерства культуры и реальную рыночную стоимость музыкального обучения в нашем городе» (за индивидуальные уроки по 200 грн, или курсы за 2000 грн в месяц).

Вполне естественно, общество восстало против такого деления. Во-первых, в законе об образовании процентное ноу-хау наших «реформаторов» отсутствует. В нём перечислены категории учеников, которые имеют право обучаться бесплатно.

Во-вторых, закон запрещает зарабатывать на образовательных услугах, которые предоставляются в рамках утверждённой законом образовательной программы.

В-третьих, новый Закон Украины «Об образовании» не против платных услуг. Он предоставляет право школам эстетического воспитания разрабатывать свои дополнительные программы, которые они могут реализовывать по установленной ими цене. Но… не за счёт, как указано выше, утверждённой законом образовательной программы.

Ещё раз отметим, в законе четко сформулировано положение о доступности образования. А какая будет доступность его, если один урок в школе будет стоить порядка 120-180 грн. В таком случае мы фактически выходим на плату 1000-1600 грн в месяц. А если в семье двое детей, кто сможет обеспечить такую плату? То есть, в нашем случае «реформотворчества» департамента гуманитарной политики налицо прямое нарушение Закона «Об образовании».

Безусловно, платные программы должны быть и спрос на них, несомненно, будет расти. В то же время, деление детей (20% льготники, 20% талантливые и 60% «самоокупаемые») их дискриминирует. Льготникам прививает чувство неполноценности, талантливым — завышенную самооценку, а то и манию величия.

Что же касается разработанных критериев, по которым предлагается определять талантливость учеников, они дают широчайший простор для коррупции.

Наши «реформаторы», пропагандируя перевод школ эстетического воспитания на самоокупаемость, любят ссылаться на зарубежный опыт. Действительно, там или нет, или очень мало субсидируемых государством таких школ. Но, во-первых, не будем сравнивать их финансовые возможности и наши. Во-вторых, если мы обратимся к покончившей с социализмом Восточной Европе, то опыт частных школ уже не выглядит столь положительно однозначным.

Здесь частные школы с индивидуальными занятиями очень дорогие. Поэтому в Варшаве и Кракове сохранили по одной школе, финансируемой из бюджета города. Но этого, как считают там очень мало. И уже сейчас наши коллеги из Польши, Чехии просят не ликвидировать нашу систему внешкольного образования.

Уровень их воспитанников — это даже не самодеятельность. Он на порядок ниже наших. Поэтому сегодня на различные фестивали они стараются приглашать к себе украинских детей. А лет пять назад к нам приезжали японцы изучать опыт организации эстетического образования, с тем, чтобы внедрить его у себя в стране. Оказывается наша система со всеми её недостатками и сегодня считается одной из лучших в мире.

Нет сомнения, реформировать её надо, но не губить на корню. Нужно совершенствовать материальную часть школ, расширять программы новыми видами услуг, чтобы у родителей и детей был более широкий выбор своего совершенствования. Но начинать реформу с радикального увеличения родительской оплаты да ещё вопреки действующему законодательству и разделения детей на дискриминирующие категории — это большая дурость и путь в никуда. Подобные действия могут быть результатом реформ, но отнюдь не самоцелью, как у нас.

Ещё раз напомню, любая реформа должна начинаться с определения целей, разработки стратегии и плана достижения поставленных задач. К якобы начатой ныне реформе власть города, как уже отмечалось, не подготовила ни директоров, ни родителей, ни общественность.

Глава Днепропетровской областной организация профсоюза работников культуры Анатолий Яловой рассказал, что возглавляемый им профсоюз предложил провести с директорами серию тренингов, как писать заявки на гранты, разрабатывать конкурентоспособные программы, зарабатывать деньги — в ответ молчание. А в разговоре с директорами школ реформаторский тренинг сводится к незамысловатой фразе: «Денег не дадим, помогать не будем, хотите выжить — ваши проблемы! А будете гавкать — закроем!»

Хоть ныне и не 1937 год, но днепровская власть с руководителями коммунальных предприятий часто ведет себя именно так. Директора, сотрудники которых подписали обращение к городской власти с требованием остановить творящийся здесь беспредел на встрече с руководителем гумдепартамента вместо ответов на волнующие их вопросы получили по голове. Мол, сидеть и не жужжать!.. С людьми работать не умеете!!!

Вообщем, вместа организации диалога продолжается администрирование и запугивание.

С учетом поднятого шума руководители департамента пошли на диалог с общественностью, приняли участие в заседании общественного совета при городском совете, но никто из них и сегодня не желает говорить с профессионалами конкретно, по поднятым ими вопросам.

Чтобы нормально и с наименьшими потерями выйти из этой конфликтной ситуации, в профсоюзе работников культуры считают необходимым создать рабочую группу при гумдепартаменте, куда должны войти представители самого департамента, депутаты горсовета, представители педагогических коллективов, родителей, профсоюзов и совместно путём поиска компромиссов выработать стратегию изменений. Затем выйти к широкой общественности и ознакомить ее с результатами этой работы.

Так уж сложилось в нынешней ситуации, что для урегулирования зашедшего достаточно далеко конфликта сегодня нужен компромисс между радикалами («всё сламать!») и консерваторами («ничего не трогать!»). Этот путь в нынешней ситуации, уверены, удовлетворит всех.

Не следует также забывать, что сегодня на основе нового достаточно прогрессивного Закона «Об образовании» готовят проект закона о внешкольном образовании и новую концепцию функционирования школ эстетического воспитания.

Руководство профсоюза считает, что следует дождаться новых, регламентирующих деятельность художественных школ, правовых актов. Есть надежда, что к концу этого года они будут приняты. И уже на их основе разрабатывать и вносить предложения по так бездарно и скандально начатой в Днепре реформе.

В свою очередь, время до их принятия следует потратить на подготовку кадров, которые будут внедрять эту реформу, улучшение материальной базы школ.

А из финансовой ямы, в которую завел сам себя своими бюджетными экспериментами городской совет, всё равно придётся выходить самостоятельно. Тем более, что надо для этого около 25 млн грн, чтобы покрыть зарплатные долги. Не так уж и много, особенно на фоне 639 млн грн, выявленных Госаудислужбой во время недавней проверки мэрии Днепра так называемых потерь от неэффективных управленческих решений Бориса Филатова и его команды «профессионалов». В том числе, процветающей здесь коррупции.

P.S. Когда материал был уже подготовлен, в сети появились следующие сообщения:

«Сегодня возле горсовета состоялась совместная акция протеста, в которой приняли участие работники школ эстетического воспитания, спортивных школ, школьных и дошкольных учреждений, а также неравнодушные жители Днепра, чьи дети посещают вышеуказанные заведения. Также митингующих своим участием поддержали представители профсоюза металлургов и горняков Украины и Днепропетровского областного объединения профсоюза.

Требования, которые выдвинули местным властям протестующие, цитирую:

«1. Скасувати наказ №29 Департаменту гуманітарної політики Дніпропетровської міської ради від 05.02.18 р. — зупинити безпідставне скорочення працівників закладів гуманітарної сфери міста. 2. Зберегти фінансування мистецьких шкіл за рахунок міського бюджету, а не батьківського. Ліквідувати дефіцит фонду оплати праці працівників містецьких шкіл міста. 3. Встановити граничну межу батьківської оплати за навчання у мистецьких школах на рівні, яка не більше 10% від розміру мінімальної заробітної плати. 4. Припинити незаконне використання контрактної форми трудового договору з керівниками закладів гуманітарної сфери міста. Припинити тиск та безпідставні перевірки. 5. Створити робочу групу для зрозумілого діалогу та розробки сучасної Програми розвитку освіти Дніпра — разом із батьками, педагогами, представниками профспілок та гуманітарного департаменту.»

2. «ГРОМАДСЬКІ СЛУХАННЯ ТА ДОГАНА ЧИНОВНИЦІ: БОРИС ФІЛАТОВ ВЕТУВАВ РІШЕННЯ ВИКОНКОМУ ПРО ОПЛАТУ В МУЗИЧНИХ ШКОЛАХ

22 / Май / 2018

Міський голова Дніпра Борис Філатов наклав вето на рішення виконкому щодо зміни вартості навчання у дніпровських школах естетичного виховання. Це питання не розглядатимуть на завтрашній сесії міськради.

«Я скористався правом вето й не підписую сьогоднішнє рішення виконкому про оплату в музичних школах. Воно буде дезавуйоване. На завтрашню сесію це питання також не виноситиметься. У четвер профільна депутатська комісія з освіти на чолі з Наталією Демидовою починає розлогі громадські слухання з директорами шкіл і батьками», – написав Борис Філатов на своїй сторінці у соцмережі.

Очільник міста також повідомив, що директор гуманітарного департаменту міськради Ксенія Сушко отримала догану за відсутність комунікації з територіальною громадою».

Казалось бы, разум восторжествовал. Вот только внутренний голос подсказывает автору, что праздновать победу ещё рановато. Нужно готовиться к серьёзной и затяжной борьбе.

P.P.S. Автор принципиально не поднимает ныне вопрос о нынешней ситуации с реформированием гуманитарной сферы города. Это тема отдельного анализа. Цель публикации — продемонстрировать, к чему приводит безголовое реформаторство, главным аргументом которого выступает административное давление, а не поиск решений путём широкого диалога с заинтересованными представителями громады.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *