ОТ КОНЯ-СЕНАТОРА ТИРАНА КАЛИГУЛЫ ДО «РЕГИОНА-КЛОУНА» ЭКС-ГУБЕРНАТОРА ВИЛКУЛА

Генезис, «глобализация» и… деградация роли шута в политике от царя панька до наших дней (2013)

Когда в политике дела идут плохо,

то в дело вступает клоунада.

Вместо эпиграфа.

(Начало: https://piston.net.ua/pistons-of-the-month/and-feuilletonist/cet-1/)

Шутовство и клоунада столь же древни, как и сама жизнь во всех её проявлениях. Их незаменимость в выживании человечества доказана временем и народной мудростью: «Пока шучу, надеюсь!.. Юмор — это убежище, в которое прячутся умные люди от мрачности и грязи… Ум помогает смеяться, смех помогает умнеть… Смех лечит, слезы только облегчают… Смеха боится даже тот, кто ничего не боится… Умирая от смеха, ты продлеваешь жизнь…»

Не менее важным считается это чудодейственное средство и в политике. К сожалению, как и все в подлунном мире, это явление подвержено мутированию и перерождению в своего антипода на определенных этапах политического развития — от искрометного таланта, дарящего смех и добро, убивающего зло, до инструмента зла и насилия. В такой себе генномодифицированный фактор управления политическими процессами.

Проанализируем истоки зарождения и современные проявления этого мутанта по многочисленным публикациям об этом виде политического искусства…

1. ПРИДВОРНЫЕ ШУТЫ ПРАВИЛИ МИРОМ ИГРАЮЧИСЬ

ЮМОР – КАК ИНОПЛАНЕТНОЕ ПОРОЖДЕНИЕ?

Для более точного и наглядного диагностирования мутации шутовства обратимся к истокам этого великого искусства, зародившегося в глубочайшей древности. Достаточно сказать, что первые свидетельства существования юмора дошли до нас от старейшей на земле шумерской цивилизации, прародителями которой, по различным версиям, была внеземная цивилизация. Но первые упоминания об этой великой профессии относятся к IV — III векам до нашей эры. Тогда клоун называл себя Мимом.

По-древнегречески «мимос» — «подражание». Принято считать, что пантомима развивалась из ритуальных обрядов первобытного общества, призванных обеспечить удачную охоту. Чревовещание (т.н. «энгустримизм» или «вентрология») идет от камлания шаманов, свершавших культовое действо.

(Chadologia«Мимы Древнего Мираиграли перед зрителем сценки с пением и танцами, разыгрывали реально-бытовой фарс. Мим пародировал и высмеивал, в основном на улицах Древней Греции и Рима, перед толпами народа. Получал гроши за свое искусство и жил впроголодь, скитаясь по античным городам и весям».

…Мим — это первый клоун в истории. Его олицетворением сегодня считается клоун, который молчит. Клоун выражающий свое искусство пантомимой.

КЛОУН — КТО ЖЕ ЭТО ТАКОЙ?

Давайте начнем с толкования слова «клоун».  Что нам поведал толковый словарь?

Клоун —  произошло от английского слова  «clown», а также от латинского слова «colonus».

Первое значение слова неловкий и грубоватый парень, служивший объектом насмешек. Точно подмечено. Ведь клоуном могут «обозвать» местного пьяницу-весельчака, хулигана-двоечника в школе. А в современном, актуальном значении — это цирковой, театральный или эстрадный актер, использующий буффонаду и гротеск.

Синонимы слова клоун:  актер, шут, артист, коверный, гаер, буффон, паяц, арлекин, фигляр, балясник, скоморох, эксцентрик, комик, полишинель, фарсер, мим, петрушка.

ШУТ

Если вы думаете, что клоуны жили только в комедии, то это не так. В драмах и трагедиях Шекспира мы часто встречаемся с клоуном — Шутом. Самый знаменитый Шут из трагедии «Король Лир».

Шутам у Шекспира отведена немаловажная роль. Они выступают в роли комментаторов и олицетворяют совесть главных героев.

Шуты появились в суровую эпоху Средневековья при дворах королей и герцогов, которые старались заполучить «в шуты» самого остроумного и способного актера. Шутам было позволено высмеивать и критиковать самых высокопоставленных особ. Вот откуда наш клоун, высмеивающий гостей праздников?

В средневековой Европе шуты нередко выполняли важную социальную роль для привилегированного класса. В связи с отсутствием свободы слова, вельможи не могли открыто критиковать короля, а король не всегда мог себе позволить критиковать особо влиятельных вельмож. За них это делали шуты, часто в завуалированной форме. Если шут переходил границы дозволенного, то наказывали его, а не вельмож. Через кривляния и болтовню шутов представители привилегированной элиты раннего Средневековья доводили до сведения друг друга, а также короля, свои претензии, жалобы, критику или особо рискованные предложения и идеи.

Прослеживается также определённая связь традиции шутовства с традицией юродства, хотя последнее несло существенно большую духовную, сакральную нагрузку. Некоторые исследователи считают также и средневековых шутов носителями древних духовных традиций и тайных знаний.

Вот откуда известный вывод о том, что придворные шуты правят миром играючись.

В России шутовство имеет давние традиции. При русских царских и боярских домах всегда жили шуты, развлекающие своими забавами господ и гостей. Персонаж русских сказок Иван-дурак (ср. англ. Fool, англ. Joker) часто противопоставляется Царю именно в качестве носителя некого тайного знания, кажущегося глупостью.

Знаменитый русский скоморох — средневековый актер «многостаночник». Скоморохи умели и петь, и плясать, и играть на инструментах, и животных дрессировали отменно. Как современный клоун с его бесконечными талантами. Ни один праздник на Руси не обходился без скомороха. Сегодня, организуя веселое мероприятие, мы в первую очередь задумываемся о приглашении клоуна. 

БОЛЬНИЧНЫЙ КЛОУН

Вы можете любить или не любить клоунов. Но существует такая организация, как Больничная клоунада, с помощью которой дети с разными тяжелыми и не очень болезнями  чувствуют себя счастливыми. Больничная клоунада родилась в Голландии 25 лет назад. Это движение быстро распространилось в Европе. А в России клоуны приходят в детские больницы с 2005 года. Клоуно-терапия играет огромную и важную роль в выздоровлении маленьких пациентов.

ПОЧЕМУ ЦИРК?!

Прежде всего, популярность циркового искусства связана с тягой человека к совершенству, к чуду, к мечте, уводящей за пределы обычной жизни и открывающей новые возможности… Вторая причина популярности цирка основана на более низменных чувствах: желании «пощекотать нервы», ощутить опасность, подстерегающую циркового артиста; на подсознательно ощущаемой возможности оказаться свидетелем несчастного случая. Это, несомненно, является рудиментом наивно-жестоких воззрений первобытного строя и языческих обычаев античности. Классическое требование римской черни: «Хлеба и зрелищ!» (лат. «Panem et circenses») в дословном переводе означает: «Хлеба и цирковых игр». Оно связано непосредственно с кровавыми гладиаторскими боями и травлей диких зверей.

Третья, не менее важная причина популярности циркового искусства кроется в злободневности его отдельных жанров, и особенно – клоунады. Хотя официально признанной главной функцией подобного персонажа являлось развлечение публики, традиционно шуты, как уже отмечалось, присваивали себе право говорить о самых сложных и актуальных проблемах современности. При этом они имели возможность обращаться практически к любым категориям населения: от кесарей (придворные шуты) до самых низших социальных слоев (странствующие комедианты).

В условиях жесткого цензурного гнета (будь то времена инквизиции или диктатуры) это был единственный способ сказать правду.

Конечно, профессия шута была сопряжена с опасностью для жизни; однако преувеличенно наивная манера подачи злободневной информации давала клоуну большие шансы остаться в живых.

Слово клоун, как человек достойный лишь насмешек и издевательств, надежно закрепилось в языке. Даже с падением Римской империи оно осталось и продолжало существовать уже не как колониальный человек, а как человек для публичного осмеяния. В таком значении перешло оно и во многие современные европейские языки.

С ходом истории продолжалась трансформация цирка, и вместе с ней преображение клоуна. Клоун все больше отходит от стремления рассмешить народ, разрешив издеваться над собой, теперь клоун является уже комиком. Он начинает овладевать искусством жонглирования и дрессурой, акробатикой и эквилибристикой.

Большинство этимологов сходятся во мнении, что в русский язык слово «клоун» попало с берегов Туманного Альбиона. Русское произношение слова «клоун», является отражением английского «clown». С приходом на русскую землю, оно становиться полным синонимом шута, и впоследствии вытесняет это слово.

А теперь об общественных формах проявления этого вида искусства…

АХ, КАРНАВАЛ… КАРНАВАЛ!

Главнейшая часть любого  карнавала — шествие по главным улицам города. Ведущий его мотив — изобилие, происходящее от древнейших праздников урожая. Оно может быть выражено в огромных кучах сельскохозяйственных продуктов, цветов, кушаний, которыми кормят всех желающих. Всё происходящее во время шествия носит подчёркнуто игровой характер. Основная фигура на карнавале — шут. Он задаёт тон и шествию, и представлению, которое затем развёртывается на центральной площади города.

Таковы формы и виды этого уникального в своем своеобразии искусства. А теперь самое время поговорить о его политических аналогах и мутантах…

(Продолжение следует).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *